Духовность в А.А/А.Н. Духовность и религия

Духовная сущность болезни и выздоровления

Алкоголизм и наркомания, пронизывают все сферы жизнедеятельности человека, такие как-биологическая, психологическая, социальная, духовная. Эти болезни в первую очередь поражают не тело, а душу. Можно просто посмотреть на программу и понять, что мы в первую очередь лечим. Если мы говорим об алкоголизме и наркомании, как о душевной болезни, то можно полагать, что дух и душа есть. Если есть душа, то она как и тело нуждается в душевной и духовной пище. Если не ухаживать за своим телом, не подпитывать его, оно погибнет, если питать его дурной, некачественной пищей оно будет болеть, страдать. Аналогичная ситуация и с душой. Если не подпитывать свою душу духовной пищей, наша душа будет мертва, если же свою душу и дух питать дурной некачественной пищей, она будет болеть и потихоньку умирать. И так же, если мы следим за своим телом и питаем его правильной пищей, оно просыпается и начинает оживать-возрождаться, таки душа и дух-исцеляются и восстанавливаются от правильного душевного ухода, и правильного питания, правильной душевной информации.

Бесспорен тот аргумент, что без пищи человек погибнет. Поэтому, если у человека нет пищи, то он находится в постоянном поиске ее. То же происходит и с духовном голодом. Его люди тоже пытаются утолить и не всегда здоровой и правильной пищей, а иногда тем, что нам наиболее доступно и от чего мы получаем наибольшее удовольствие. Но на грязной, нездоровой пище долго не проживешь, точно так же и наша душа и дух, нуждаются в здоровой и правильной подпитке.

Речь идет о духовной пище, о том, на чем мы останавливаем свой душевный выбор, какая пища для нас представляет наибольшую ценность, чего мы больше всего жаждем. Даже люди отвергающие бога, вряд ли будут отрицать наличие высшей духовной силы, и им будет обидно, если их будут называть бездуховными. Поэтому мы и будем говорить не о том, как приобрести духовность, наличие ее никто не будет отрицать, так как бог наделил духом всех, именно он и является источником духовного питания, а о том, что мы будем черпать из душевного резервуара, чем будем наполнять его и чем будем подпитывать свою духовную сферу.

Если мы могли видеть свое духовное существо, взглянуть на свою духовную сущность изнутри, то мы были бы сильно обескуражены, от увиденного нами зрелища. Жуткое, недокормленное существо, в иссохшем , ослабленном теле, жадно поглощающее все , до чего может дотянуться: власть, деньги, табак, спиртное, сексуальные отношения, наркотики, азартные игры, материальные блага. Утолив на время свой голод и свои прихоти, нам кажется, что мы ни в чем не нуждаемся, но проходит какой-то промежуток времени и мы понимаем, что голод не только не утолен, но и со временем возрос, и мы начинаем хватать все без разбора с большей силой чем ранее, затягивая все подряд, чтобы утолить свои потребности. Через какой-то промежуток времени, мы привыкаем к суррогатам которые употребляем, адаптируемся к ним, и не можем уже жить на чистой пище, а от старой уже не будешь получать никакого удовольствия. И тут стоит вспомнить моменты, когда в себя ты уже не можешь впихнуть ни алкоголь, ни наркотики, но и без них ты не можешь. Душа, дух начинают испытывать муки от приема такой пищи, они не могут больше так жить. Природой в них заложена память, которая требует настоящей-духовной пищи, подобающей чистоты. И до тех пор, пока существует эта память, требующая чистой пищи, есть надежда на возрождение. Но когда она умирает, отравленная духовным и физическим ядом, тут уже ничего вернуть нельзя.

И вот наступает момент в жизни, когда некто предлагает новую, чистую пищу, и если ее начать употреблять, то изможденное духовное начало начинает возрождаться и выздоравливать, но пища эта непривычная и непонятная. Вы начинаете ее употреблять, но она вам кажется несъедобной, и вы ее не можете усваивать с непривычки.

Выше, мы рассматривали , душу и тело как что-то не взаимосвязанное вместе, но не стоит забывать, что полноценный человек рассматривается только тогда, когда все эти три составляющие неразрывно связаны между собой. Развитие человека может быть только тогда гармоничным, кода происходит полноценное развитие всех сфер его жизнедеятельности, только тогда он может жить гармонично с самим собой и с окружающим миром. Надо понимать, что в устройстве целой, полной личности, гораздо больше духовного, так сказать абстрактного, чем реального-материального. В то время, как духовное помещается в тело и дух освещает его, так и дух получает в теле пристанище. Значит, наше благополучие зависит и от того на сколько нашему телу комфортно с духом помещенным в него, соответственно и от того, как же хорошо нашему духу в теле. Если нашему

телу не здоровится, оно больно и не домагает, чем больше оно занято своими болячками, тем меньше комфорта остается для духа.

Если вы у вас что-то постоянно болит и ноет и зудит, часто ли вы будете задумываться о проблемах близких, о духовном? Когда наш мозг сосредоточен только на больном месте, думает об избавлении от боли, ясно что, человеку трудно быть полностью духовно свободным. Получается, что сознание отграничено в расширении в свободе познания, и фокусируется только на источнике боли. Приоритетом в жизни становится борьба с болью, и она становится нашей духовной целью. Так как человек является лишь тогда одним целым, кода ум, дух и тело находятся в гармонии, то становится трудно определить, что же именно болит и где находится эта боль. Кода мы не можем понять откуда происходят наши проблемы, что же является их источником, мы начинаем заглушать их, не попытавшись разобраться в источнике проблем, самыми доступными и сильнодействующими средствами, такими как наркотики и алкоголь. При этом мы чувствуем себя виновными, одинокими, невостребованными. И в место того чтобы заглянуть в корень проблемы, искоренить ее, мы начинаем лишь заглушать ее, убирая лишь временно «симптомы» заболевания. После употребления изменяющего сознание вещества, нам становится лучше и появляется иллюзия, что проблема ушла. И каждый раз, как у нас возникают негативные эмоции и мы пытаемся уйти от них при помощи алкоголя и наркотиков, у нас возникает устойчивое привыкание-зависимость, то есть целью становится средство. Если по каким-то причинам, у нас нет возможности достать любимое средство, мы начинаем искать равноценную замену ему. Многие химические зависимые люди начавшие работу по программе «12 шагов», но не закончившие ее, перестали употреблять наркотики и алкоголь, остаются чистыми и трезвыми. Они не работают по программе и не употребляют, возникает вопрос, за счет чего они остаются трезвыми и чистыми? Получается так, что первоначальная трезвость по Программе, дала возможность для развития некоторого благополучия: материального, духовного и так далее. При этом возникают новые благоприятные возможности, при которых зависимый , может попасть под влияние другой зависимости, при этом не понимая этого, и этими зависимостями могут быть: тяга к покупкам, работа, определенные хобби, еда, секс.

Отсюда вытекает то что, вместо ранее находящихся в духовном фокусе алкоголя и наркотиков, сейчас там находятся еда , секс, тяга к покупкам, хобби, работа. Вроде бы , все зависимости вновь появившиеся не такие уж и отрицательные , но дело не в этом, а в том что, все эти зависимости

временные, и при этом сохраняется зависимый тип личности, поменялась лишь сама зависимость, а любая зависимость ограничивает свободу, познание мира, душевный покой , которые мы можем получить, лишь поставив в центр нашего духовного мира, нашей жизни, самые ценные отношения, такие как: с самим собой, с богом, с семьей, с окружающими людьми, а уж только потом отношения с другими живыми существами и неодушевленными предметами. В итоге мы видим, что при изучении духовности , мы сталкиваемся с такими определениями как потребности, ценности, взаимоотношения, которые следует значительно расширить, проанализировав свои мотивы , привычки и поведение. И если мы это делаем, то замечаем стереотипы в своем поведении, которые являются результатом привычки, которая в свою очередь будет являться результатом какого-либо поступка. При помощи приятных и легкодоступных привычек таких как (алкоголь, наркотики еда, секс), мы можем быстро устранять свой душевный дискомфорт, но это не значит, что все эти привычки для нас полезны. Мы можем лежать и объедаться соленым , сладким жирным, все это вредно, потому что быстро улетучивается дискомфорт и утоляются наши желания.

Комфорт быстро исчезает и мы начинаем искать еще и еще. Так в нашу духовность попадают вредные вещи, дающие нам немедленный и кратковременный комфорт, дающие привыкание, зависимость, рабство, обман. Такие привычки отрицательно влияют на нашу духовную сферу. Когда мы можем быстро устранить душевный дискомфорт, какими либо средствами, мы разучиваемся находить и устранять свои проблемы, мы забываем о боге, и как обращаться к нему. При этом мы испытываем внутреннюю опустошенность и устраняем последствия а не причины, утрачивая смысл жизни и душевный покой, гармонию бытия.

Любовь и свобода, это чувства, ради которых был создан человек, теряя их , мы теряем смысли жизни. Когда мы находимся под властью химического вещества, мы теряем право выбора, то есть теряем человеческий облик. Частично мы понимаем, что живем не так, но так как мы не можем отказаться от своей зависимости, мы начинаем врать и лгать. И мы начинаем жить ложью. При этом зависимый человек искренне верит, что он в любой момент может перестать употреблять, то есть он волен сделать выбор в ту или иную сторону, но выбор всегда остается на употреблении. Следовательно мы живем во лжи, а это значит, что мы идем против совести, занимаемся проституцией ума. Если же ум занят только поиском повода для того чтобы выпить или уколоться, а не для поиска истины, то мы уже не

можем жить с целью постижения правды, соответственно если не правда, то заблуждение.

Все люди делают ошибки , алкоголь и наркотики помогают нам в этом и мы отступаемся от своих ценностей , при этом совершая то, что не сделали бы в трезвом состоянии. Своими предательскими поступками и невыполненными обещаниями, потерей своих ценностей, алкоголик/наркоман, изолирует себя от семьи , друзей и наконец от бога и от главной цели-любви к ним.

Химически зависимый человек –это эгоист, который не может любить , так как любить-это действовать во благо другого человека.

И так, подведем итоги первой части. Что такое духовная зависимость, как духовное заболевание и в чем сущность этой болезни.

Искажение приоритетов с истинных ценностей на взаимоотношения с материальным (алкоголь, наркотики). Удовлетворять химическими веществами свои духовные потребности, а не духовными ценностями.

Искажение всех сфер жизнедеятельности6 умственной, духовной, физической, социальной)

Уничтожение наших ценностей, искажение их приоритетов , когда все духовные ценности перемещаются на последние , низшие ступени иерархии, а на первое место мы выносим алкоголь и наркотики.

Утрата смысла жизни, в том числе любви и свободы.

Вывод , наше духовное выздоровление заключается в смещении приоритетов в сторону истинных ценностей, таких как-я сам, бог, семья.

Не стоит забывать , что духовность-это наиболее значимое понятие и находится на первом месте в иерархии наших ценностей. Если мы чему то придаем высшую ценность, то у нас с этим «чем-то» устанавливаются богоподобные отношения, мы начинаем боготворить эту ценность, существовать ради нее. Эта ценность становится для нас наивысшим проявлением, отчасти-богом. Конечно, мы и не задумывались о таких-богоподобных отношениях. Даже если мы сами не признаем бога, не верим в его существование, то богоподобных отношений не избежать, как и проблем со своей духовностью. Хотим мы этого или нет, но богоподобные отношения –это часть нашей жизни, воздействующие на нее.

Как ни странно, но богоподобные отношения можно выразить одним словом-это «энтузиазм». Когда человек преисполнен энтузиазма, он отдает

делу часть своей души, или делает дело с душой (работает, пишет книгу, строит дом, пьет). Его интерес к делу возрастает, потому что дело удовлетворяет его интересы и потребности. Соответственно, если человек с энтузиазмом ищет алкоголь или наркотики и употребляет их, значит они удовлетворяют главные потребности его, такие как-целостность, потребность в общении, соответствие своему идеалу.

В жизни химически зависимого человека, центральное место занимает удовлетворение базовых потребностей человека, при помощи употребления алкоголя и наркотиков. Именно поэтому простое воздержание от употребления вещества, это не значит выздоравливать, потому как, нечто иное может всегда занять центральное место в жизни зависимого.

Если прекращение употребления не будет сопровождаться духовным исцелением , духовными изменениями, то оно не принесет пользы для выздоравливающего, так как он не нашел других здоровых путей удовлетворения основных человеческих потребностей.

А.А./А.Н. помогают найти зависимым новый духовный центр, способы удовлетворения своих основных потребностей, и новые богоподобные взаимоотношения.

Разберем составляющие выздоровления и его духовный аспект. Что такое Высшая сила, что такое Бог, как выздоравливающие члены А.А. /А.Н. и мы представляем эти понятия. Новые взаимоотношения и новая духовная направленность открываются нам во втором и третьем шагах. Если мы отдаем свою жизнь богу, то он должен быть очень значимым для нас. Третий шаг сформулирован и написан так, чтобы каждый желающий мог понять и осмыслить его. К вопросу о боге можно подходить с разных позиций, сторон, для тех кто не может воспринимать бога с традиционной точки зрения. Группа людей (например А.А./А.Н.) сама по себе представляет большую силу, по сравнению с нашей собственной и мы можем наделить ее богоподобной силой в плане возможности говорить нам , что нам надо делать, как себя вести. И только тогда , мы поймем, что следуя руководству тех, кто находится в «программе» мы пойдем по новому пути, не ведущего к уничтожению. Другие полагают, что бог действует, говорит через группу, то есть выражает через нее свою любовь, поддержку , руководит.

Так же многие члены А.А./А.Н. верят, что взаимосвязь с богом происходит через молитву и чтение божественных книг. Именно эти пути общения с Высшей силой и представляет нам Третий Шаг.

Такие подходы как : «Я не хочу быть религиозным фанатом», «Я не верю во всю эту чепуху о боге», ни подход: « Я всегда верил в бога, ну и что» не могут быть полезными. Так как веру невозможно навязать силой, то никто не требует , чтобы люди верили в то, во что они не могут поверить. Во что мы верим, обычно в то , чему нас учили, либо в результат нашего личного опыта, либо в опыт полученный от других людей. Ключом для изменения духовных ценностей является, непредвзятый, открытый ум и возможность попробовать что-то другое непривычное, провести эксперимент в своей духовной жизни.

А для получения нового духовного опыта, мы должны предлагать и получать помощь выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. В группе А.Н/А.А. мы не одиноки, мы строим взаимоотношения с такими же как мы выздоравливающими людьми, мы делимся опытом, дающим практический опыт, позволяющий нам сегодня жить трезвой , счастливой жизнью. Иными словами не бежать впереди себя , и не жить будущим сегодня. То есть решать сегодняшние проблемы-сегодня.

Еще один способ, благодаря которому люди в А.А/А.Н. помогают друг другу- они показывают человеку истинное положение дел, мы сами не замечаем, какие душевные увечья наносим себе благодаря своим привычным, обыденным эмоциональным реакциям на происходящее, и благодаря своему привычному взгляду на вещи. Другие люди видят ситуацию, и выход из этой ситуации иначе, таким образом они помогают нам найти выход и внести ясность в ситуацию.

Способность говорить с другим человеком о своих эмоциях , чувствах-это еще один способ приобретения гармонии-единства. Когда мы делимся своими чувствами, то негативные эмоции уменьшаются на половину, такие как: страх, отчаяние , злость, а положительные удваиваются.

«Я нуждаюсь в людях», один из лозунгов программы, так как ту эмоциональную поддержку, заряд, который мы получаем от людей находящихся в программе , невозможно получить в одиночку.

И на последнем этапе нашей лекции, мы остановимся на вопросе взаимоотношения духовности и религии, очень часто эти слова наделяются одним и тем же смыслом, а иногда и одинаковым значением. Чтобы различать эти слова , надо хотя бы понимать их значения, смысл этих слов.

Не редко духовность связанна с наиболее ценными качествами и с тем что наиболее важно для нас в нашей жизни, мы не исключаем, что в центре

нашей духовности будет находиться нечто или некто связанный с религией, этим некто может быть Боги взаимоотношения с ним.

Духовность в нашем понимании, не принимает и не исключает то, что воспринимается нами как «религия». Тем не менее многие могут отвернуться от программы, сочтя ее религиозной, так как религиозность часто вызывает недоверие. И происходит это из-за лицемерия, которое идет от людей глубоко религиозных. Внешняя религиозность и духовность, иногда не соответствуют друг другу. Например, мужчина или женщина, веруют в бога , регулярно посещают церковь, богослужения, являются частью церковной жизни, ежедневно молятся, исполняют все церковные каноны. И в то же время, у этих мужчины или женщины начальная стадия алкоголизма, он или она дома пьют алкоголь, тщательно скрывая свою привычку. Возникает вопрос, на сколько такой человек духовен, закрадываются подозрения о духовном раздвоении таких людей.

Тут с уверенностью можно сказать, что чем больше будет прогрессировать заболевание, тем больше будут смещаться духовные ценности в сторону алкогольной зависимости.

Возьмем еще одни пример человеческого лицемерия, или «религиозного раздвоения». Немолодая женщина , искренне верующая, посещающая церковь, богослужения, обращающаяся каждый день в молитвах к богу и одновременно изводящая свою сноху, мечтая о том , чтобы развести ее со своим сыном, обвиняя ее во всех неудачах. Получается что в центре ее духовных ценностей не воля бога , а ее собственная, и желание менять чужую жизнь, а не свою собственную.

Из ниже приведенных примеров мы видим, что сущность человека скрыта под маской обмана, ведь слова расходятся с поступками и делами. То есть нарушена целостность устремлений, такая непоследовательность, лицемерие и ложь , подрывают авторитет церкви. Но прежде чем критиковать и осуждать религиозных людей нам стоит обратить внимание и задуматься над собственной духовной жизнью, над своими ценностями и приоритетами , определиться и разобраться со своей системой верований и духовных принципов.

Если мы начинаем рьяно осуждать , критиковать других людей, в том числе и религиозных, то пора задуматься и проанализировать то, что так сильно реагирует на раздвоение духовных ценностей, на лицемерие и ложь других людей, в частности из выше приведенных примеров , возможно

следует искать корень зла в себе, есть даже такое выражение : «Заметил в другом-ищи в себе».

Многие люди в Программе , особенно новички, зачастую по своему понимают духовное начало и как правило неправильно, они не могут определиться с духовным поиском и начинают метаться в поисках религии, а именно :- углубляются в изучение церковных обрядов, ищут батюшку, которому можно было бы довериться, ищут церковь наиболее им подходящую, которую могли бы посещать, покупают церковные атрибуты, такие как-свечи, иконы , дают на благотворительность деньги, при этом соприкасаясь только с материальной стороной религии-обрядовой, при этом заблуждаясь, и считая это духовным поиском. Духовный поиск есть понимание качественного взаимоотношения с наиболее важным для нас предметом , человеком, явлением.

Все мы знаем, что среди людей полностью посвятивших себя Богу, наиболее приближенных к Богу, среди священнослужителей, есть свои алкоголики и наркоманы. Почему же бог не оградил их от этих греховных привычек, зависимостей, кода они отдались полностью служению Богу. Это значит, что такой человек находится в заблуждении относительно Бога, думая что, соблюдая все церковные обряды, такие как: чтение библии, посещение служений, то есть выполняя все ритуалы, которые должен выполнять человек носящий данный статус, то болезнь-зависимость должна пройти мимо, но как мы видим, она не щадит никого. Такие люди попросту упускают такой значимый элемент религиозности, как духовность, то есть близкие, личные взаимоотношения с богом и веру в него. Вера в то, что Бог избавит тебя от химической зависимости, если ты веришь в него и искренне хочешь избавиться от этой зависимости. Делаем вывод, если в центре духовного находится Бог и взаимоотношения с ним, то религия становится естественным продолжением его духовного опыта.

Религия-по своему существу, это искреннее, честное отношение к богу (для верующего), то есть результат долгого духовного развития, роста.

Религию можно рассматривать, как массовое (групповое) поклонение богу. Никогда в истории человечества не существовало расы, племени, клана, объединения людей, у которого не было бы своей веры, религии. Что же может объединять верующих людей:-1) -общая вера (все они верят в одного бога) , 2)-общий кодекс (у них существует один моральный кодекс, в соответствии с которым люди живут, в котором указаны нормы поведения,

3)- общий культ поклонения (они вместе совершают обрядовые, церемониальные действия) .

Человек создан для существования в социуме, обществе, у него групповое сознание. Возникает вопрос, а что плохого в том, что человек принадлежит к определенной группе людей, которая поддерживает его нравственные принципы, религиозные взгляды, моральные устои. Человек существо социальное, ему свойственно принадлежать ко многим группам, как только он появился на свет, он попадает в группу под названием-семья, затем он становится членом группы «школа», и так всю жизнь, член какого-нибудь клуба, братства.

Следовательно принадлежность к религиозной группе, поклоняющейся Богу, так же нормальна, как принадлежность к группе поклонников какого-либо спортивного клуба.

Что касается А.А./А.Н.-это духовное движение и не является заменой церкви. Многие члены А.А./А.Н. вообще не принимают никакой церкви и не ходят в нее, утверждая, что там одни лицемеры.

Зачем я хожу в А.А./А.Н., чтобы делиться с другими своим опытом, силами и надеждами. Зачем мы ходим в церковь? Для поклонения своему творцу-Богу.

Из этого следует, что А.А./А.Н. это разные явления, которые удовлетворяют определенные духовные нужды человека, главное не смешивать эти два понятия, делая четкое различие между ними. В А.А./А.Н. мы получаем и оказываем помощь другим людям, делясь своим опытом выздоровления. Тем самым мы стремимся к новым духовным отношениям в которых проявится честность, целостность. Когда мы меняем свои духовные ценности, то соответственно меняется и наше поведение. Новая духовность приведет нас к новому возрожденному здравомыслию, изменится смысл жизни, поскольку именно новая духовность будет лежать в основе наших решений и взаимоотношений. Новая духовность, связанная с качеством наших взаимоотношений, с явлениями, с предметами и событиями, наиболее ценными в нашей жизни, является основой для построения нового образа жизни.